Новости
/ ЦУР № 5: как решают проблемы гендерного неравенства в Узбекистане?

ЦУР № 5: как решают проблемы гендерного неравенства в Узбекистане?

12
февраля
2021
ЦУР № 5: как решают проблемы гендерного неравенства в Узбекистане?


Мы продолжаем размещать на нашем сайте авторские материалы в рамках программы поддержки молодых ученых. Тема статьи Наргизы Мухторовой напрямую раскрывает содержание пятой цели устойчивого развития, нацеленной на достижение гендерного равенства. В настоящее время в конституциях многих стран зафиксированы равные права мужчин и женщин, однако есть еще много государств, которые не готовы даже декларировать этот факт. Не говоря уже о том, что расстояние между правами, зафиксированными в конституции, и реальными трудностями, с которыми сталкиваются женщины при реализации своих карьерных амбиций, огромно. Материал Н. Мухторовой наглядно показывает, как работают над этой проблемой в Узбекистане, и будет интересен всем, кого интересуют тематика устойчивого развития и ЦУР в их практической плоскости.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РЕФОРМ УЗБЕКИСТАНА

Наргиза Мухторова

Ведущий инспектор

Агентства развития государственной службы

при Президенте Республики Узбекистан

 

cтудентка Университета Глазго (Великобритания),

стипендиантка магистерской программы

Erasmus Mundus Joint Master Degrees 2020

в области изучения стран

Центральной и Восточной Европы, России и Евразии

 

Инициатива Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, озвученная в очередном послании Олий Мажлису об учреждении Республиканского общественного женского совета, является закономерным продолжением курса реформ, направленных, в том числе, на повышение роли женщин в обществе, расширение их прав и полномочий в сфере государственного управления.

Принимая во внимание, что в настоящее время около 50% населения Узбекистана составляют женщины, создание подобной структуры не только дополняет системную политику Главы государства по их активному вовлечению во все сферы жизни общества, но и в полной мере отвечает глобальным трендам по созданию равных возможностей для полноценной реализации потенциала женщин на благо устойчивого развития.

В частности, за последние годы в нашей стране последовательно реализовывается комплекс мер по всесторонней поддержке женщин, улучшению их социальных условий, организации профессионального обучения и обеспечения занятости.

По инициативе Президента утвержден порядок формирования «Женских тетрадей», механизм адресного подхода к вопросам социальной, правовой и психологической поддержки женщин, включенных в список.

Для расширения доступа девушек к получению высшего образования Постановлением Правительства № ПКМ-402 от 23 июня 2020 г. «Об утверждении положения о порядке рекомендации женщинам к участию в конкурсе и организации их приема в высшие учебные заведения в пределах показателей приема на основе дополнительных государственных грантов» с 2020\2021 учебного года введены 4% бюджетные квоты при поступлении в ВУЗ.

Так, если в 2016 году из 61 тысячи молодых людей, поступивших в высшие учебные заведения 23 тысячи (37%) составляли женщины, то в 2019 году их количество увеличилось до 65 тысяч (41%) из 138 тысяч студентов.

В целях увеличения представленности женщин в Парламенте, законодательством предусмотрена 30% квота при выдвижении женщин-кандидатов в законодательную палату. По данным Центральной избирательной комиссии на 25 января 2021 года, около 29% членов обеих палат Олий Мажлиса составляют женщины. В числе депутатов нижней палаты парламента 48 женщин, что составляет 33%, в Сенате — 23 женщины или 23,7% соответственно.

Несмотря на относительно высокую долю женщин в Парламенте, численность женщин на государственной гражданской службе Узбекистана остаётся невелика.

В настоящее время в системе государственной гражданской службы нашей страны работает более 95 тысяч государственных служащих. Из этого числа 21% составляют женщины, из которых 10% занимают руководящие должности в государственных органах.

Наиболее высокие должности руководителей среди женщин занимают председатель Сената, заместитель руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан, заместитель советника Президента Республики Узбекистан, министр, 4 замминистра, 5 хокимов и два заместителя хокима.

Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за 2019 год общая доля женщин в составе управленческого персонала в Узбекистане составляет 26,6%. Наибольший показатель в Республике Каракалпакстан – 33,8%, наименьший в Джизакской области 17%.

Препятствия для карьерного роста женщин в Узбекистане

Начиная свою карьеру, женщины зачастую сталкиваются с определенными трудностями, в числе которых ведение домашнего хозяйства, общественное давление представлений об их гендерной роли и т.д.

В целях изучения проблем обеспечения гендерного равенства на госслужбе Агентством развития государственной службы проведено онлайн-исследование, в котором приняли участие 808 респондентов. Из числа участников опроса 74,5% составили женщины, 25,5% – мужчины. Респонденты, осуществляющие служебную деятельность в госсекторе, составили 84,7%, а в частном секторе - 15,3%. Все участники опроса имели возможность указать до 3-х вариантов ответов.

По результатам опроса, большинством (52,4%) в качестве причины для женщин не поступать на государственную службу названо семейное положение (наличие маленьких детей, запрет супруга). Более трети опрошенных (34,3%) отметили, что их не устраивает режим рабочего времени и 32,7% указали дискриминацию по признаку пола при продвижении по службе. При этом, варианты «чрезмерный объем работы» и «низкая заработная плата» набрали – 22,4% и 19,9% соответственно.

В числе проблем по обеспечению гендерного равенства в системе государственной гражданской службы около половины респондентов (49,9%) назвали разделение профессий и должностей на «мужские» (технические профессии, руководящие должности и т.д.) и «женские» (учителя, врачи, воспитатели, секретари, помощники и т.д.). Наряду с этим, 41,5% респондентов указали причиной «менталитет общества», а также 25% – «религиозные убеждения, о неправильности нахождения женщин среди незнакомых мужчин».

Международный анализ положения женщин

Согласно данным Индекса влияния женщин (Women’s Power Index) за 2020 год, на сегодняшний день среди 193 стран-членов ООН 21 женщина находится во главе Государства / Правительства.

В данном рейтинге представлен и уровень министерских должностей, занимаемых женщинами в Узбекистане. По состоянию на 1 января 2020 года этот показатель равен 8% (158 место). Для сравнения, в Афганистане - 10% (151 место), в Казахстане - 5% (174 место).

Эксперты отмечают, что в 14 (в основном страны это Европы) из 193 стран мира представлено не менее 50% женщин в составе Правительства.

Если сравнить данные по Индексу восприятия коррупции (ИВК), то можно заметить следующую особенность: страны, в которых представленность женщин в Правительстве выше, демонстрируют более низкую оценку уровня восприятия коррупции и занимают соответственно более высокие позиции в рейтинге ИВК.

В индексе также отражены данные по уровню представления женщин в Парламенте Узбекистана - 29% (61 место). К примеру, этот же показатель в Казахстане равен 21% (103 место). При этом, в 4 странах (ОАЭ, Боливия, Куба, Руанда) женщины составляют не менее 50% членов Парламента.

По оценкам ООН, «критическая масса» женщин в процессе принятия решений должна достигать 30% — этот уровень представительства женщин также был установлен Пекинской платформой действий 1995 года.

Касательно вовлеченности самих женщин в общественно-политическую деятельность страны, приведены данные по числу зарегистрированных женщин-кандидатов на последних выборах в нижнюю и верхнюю палаты Парламента. В Узбекистане этот показатель равен 41% (14 место), тогда как в соседнем Казахстане - 20% (71 место).

Опыт зарубежных стран по привлечению женщин на госслужбу

Статистика свидетельствует, что в отдельных странах значительная часть государственных служащих являются женщинами. Так, в Германии в 2019 году этот показатель составил 59%, в ОАЭ 52%, в Южной Корее 43%, во Франции 40% и в Сингапуре 35%.

Законом о равенстве между женщинами и мужчинами в Финляндии введена гендерная квота, предусматривающая соотношение 40/60 между представителями полов в правительственных комитетах, консультационных советах и других соответствующих органах, а также в муниципальных органах, за исключением муниципальных советов (аналог Кенгаша народных депутатов).

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, выполняя свое предвыборное обещание о равном представительстве мужчин и женщин в Правительстве, назначил команду министров, в которую вошли по 18 женщин и мужчин. На женщин-министров возложены обязанности развития международной торговли, государственных услуг, охраны окружающей среды и т.д.

Гендерные квоты и меритократия

Сегодня из 193 стран-членов ООН в более чем 120 странах введены гендерные квоты. В Центральной Азии 30-процентные квоты для женщин от общего числа кандидатов в депутаты, выдвигаемых от политических партий, законодательно закреплены в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

Хотя введение законодательных квот способствует более быстрому росту представительства женщин, их следует рассматривать как краткосрочные меры, направленные на повышение уровня участия женщин, поскольку квоты не гарантируют достижения фактического паритета - цели, которая изначально преследуется.

Представительство женщин в государственных органах и организациях должно рассматриваться в целостном системном подходе к решению задачи. Необходимо также принимать целый ряд других мер, гарантирующих женщинам, условия для эффективной и полноценной работы.

Важно рассматривать женщин не просто как представительниц противоположного пола, но и ценить их как экспертов и лидеров, активно участвующих в общественных процессах. Главное, что для этого есть сильная политическая воля.

Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» № УП-5843 от 3 октября 2019 года предусмотрено принятие на государственную гражданскую службу наиболее достойных и способных лиц на основе принципа меритократии.

Для широкого привлечения на государственную службу, в том числе, одаренной молодёжи и женщин Агентством разрабатывается «Стратегия развития государственной службы до 2030 года».

Одной из первоочередных задач Стратегии является создание в стране условий, необходимых для раскрытия и реализации интеллектуального, творческого, общественного потенциала женщин, что позволит привлечь на руководящие посты госорганов немало ярких, высокопрофессиональных женщин.

В проект Стратегии закладывается отдельный раздел по обеспечению гендерного равенства, который полностью соответствует Цели Устойчивого развития ООН. Данный раздел проекта Стратегии предусматривает, в том числе, подготовку и повышение квалификации женщин на госслужбе, увеличение их доли на управленческих должностях.

Инициатива Президента Узбекистана по созданию Республиканского общественного женского совета, несомненно, имеет важное значение для всесторонней поддержки и создания достойных условий жизни для более 17 миллионов живущих в стране женщин, а успешное участие в общественно-политических процессах в Узбекистане высококвалифицированных, инициативных и талантливых женщин нашей страны только подтвердит её актуальность.




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 499-201-51-22
E-mail: ifur@ranepa.ru

Приемная комиссия
КАМПУС ИФУР 127273, Москва, Сигнальный проезд, 23 Метро/МЦК Владыкино

Ответственный секретарь приемной комиссии: Рудко Анастасия Марсовна
Телефон: +7 499 201-40-00
+7 499-956-90-59
E-mail: pk-ifur@ranepa.ru
Отдел бухгалтерского учета
127273, Москва, Сигнальный проезд, 23
Телефон: +7 499 201-51-55

Президентская академия – национальная школа управления