Новости
/ Россия и Канада – арктические гиганты. Возможно ли партнерство на основе общей стратегии развития Арктики?

Россия и Канада – арктические гиганты. Возможно ли партнерство на основе общей стратегии развития Арктики?

24
февраля
2021
Россия и Канада – арктические гиганты. Возможно ли партнерство на основе общей стратегии развития Арктики?

Онлайн формат Гайдаровского форума – 2021 предоставил возможность значительно большему количеству участников послушать экспертов и спикеров, выступающих на секциях. Прямую трансляцию секции по устойчивому развитию, к примеру, посмотрело более 4,5 тысяч зрителей. Однако у мероприятий, которые проводятся онлайн, есть и минусы, одним из которых является невозможность задать свой вопрос эксперту.

Поэтому Институт финансов и устойчивого развития организовал в рамках Гайдаровского форума отдельную онлайн дискуссию, где все участники могли задать свои вопросы экспертам в области устойчивого развития и развития Арктики. Вопросов было очень много, вопросы были интересные. И с этой недели мы открываем рубрику, в которой будем раз в неделю публиковать один из вопросов, заданных в ходе этой дискуссии, и ответы экспертов.

Первый вопрос касается темы геополитической роли Арктики в формировании новой системы международных отношений, ведь в последнее время отношения с Канадой и странами Северной Европы у России складываются довольно напряженно. 

Возможна ли нормализация отношений со странами запада, к примеру, Норвегией или Канадой, на основе общих интересов по освоению и развитию Арктики?

На вопрос отвечают:

- проректор РАНХиГС, директор ИФУР, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации А.М. Марголин

- директор Научно-образовательного центра устойчивого развития ИФУР, кандидат экономических наук, доцент С.А. Семенов

Семенов С.А.: Вопрос сложный, и сложность его не только в том, что ответ зависит не только от нашего желания развивать или не развивать Арктику. Развивать Арктику хотят очень многие. До такой степени, что такая «арктическая» страна, как Китай сначала купила самый большой неатомный ледокол в мире, чтобы его эксплуатировать, после этого заключила соглашение с РФ с просьбой научить арктическому мореходству свои кадры и строит три очень мощных ледокола, чтобы можно было Арктикой заниматься. Китаю-то это зачем? Арктика – замечательный трансконтинентальных коридор для морских перевозок, а сейчас мировое развитие хотя и несколько притормозилось в связи с коронавирусом, но возобновится, когда коронавирус пройдет. Возобновятся ограничения мировой торговли, которые связаны с провозными возможностями морских судов, морских перевозок. Для нас это не кажется очевидным – мы континентальная держава, а в мире это так. Мировая экономика сдерживает свое развитие, потому что невозможно перевезти товары морем. Звучит, может быть, и странно, но это реальность. И поэтому такое пристальное внимание к Арктике: она позволяет значительно упростить развитие и облегчить перевозки. Через Арктику возить короче. В Арктике, по сути, возможность плавать осуществляется через нас. Это столь перспективное направление развития и мирохозяйственных связей, различных торговых операций, развития производственных отраслей и комплексов, что за него борется весь мир. До 60% мировых товарных потоков течет между Европой и Китаем или рядом с ним. Вот показатель того, насколько это перспективно. Мы не можем не заниматься этим. Через наши территории, через наши приграничные территории, через нашу Арктику возможно открытие огромных товаропотоков в мире. Поэтому мы вынуждены будем сотрудничать, нет другой дороги для планетарного торгового флота. Мы не можем не охранять эти гигантские возможности и не формировать возможности их защитить сейчас. Угрозы, которые в наш адрес идут они тоже совершенно естественны. Пункт первый – попытаться, что называется, «взять на испуг»: пустите нас, дайте нам возможность плавать. Это наши территориальные воды, зона наших исключительных экономических интересов, и мы сейчас их достаточно защитили; следующий этап – это формирование добрососедских международных отношений. Сначала пытаются забрать что-то бесплатно, потом, когда не получается, начинают договариваться. Чем интересны для нас еще эти договоренности? Если нам даже будут мешать осваивать эти территории в инфраструктурном плане: развивать связь, флот, сферу обслуживания всей этой деятельности – очень сложные технические и технологические системы, которые нужны, чтобы все это работало и функционировало; даже если нам не будут помогать в этом другие страны, мы с этим справимся, просто это будет на год, на два, на три позже. Все это понимают, поэтому это зона технического, технологического, интеллектуального, научного взаимодействия. Арктика – это вопросы связи, инфраструктуры, техники и технологии, которые не способны работать в других природно-климатических условиях, это кадры. И много всего другого. В отличие от сырьевой деятельности, Арктика – это возможность развивать высокотехнологичную деятельность. Это огромный атомный флот, портовые хозяйства, огромные технические и технологические комплексы, которые нужны, чтобы все это функционировало. Наше сотрудничество неизбежно, но это сотрудничество с позиций нашей силы.

Марголин А.М.: Если посмотреть в историю страны, то можно увидеть, кто в космос первым полетел, а кто вакцину от пандемии первым самую хорошую сделал? И в Арктике тоже мы будем первыми и будем это все делать. Есть такая мантра, которая принадлежит не нам, а об этом говорят наши западные «партнеры», логика у них примерно такая: если вы хотите сделать опытный образец, обращайтесь к русским, если вы хотите серийное производство, обращайтесь к немцам. Но есть все-таки надежда, что в Арктике мы не только сделаем опытный образец, но и поставим эту деятельность на конвейер. Тем более, что и ледокольный флот уже у нас лучший в мире, много есть предпосылок для того, чтобы развиваться.

Семенов С.А.: 90% всего ледокольного флота планеты Земля, который способен плавать в Арктике, принадлежит России. И единственный атомный ледокольный флот – это только Россия. Никто в Арктику заплыть без спроса не может – просто нечем.

Марголин А.М.: Мировые грузопотоки формируются в основном в Юго-Восточной Азии, а учитывая, что Северный морской путь короче и дешевле, все крупные игроки этого рынка будут заинтересованы в круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Семенов С.А.: Ключевой пункт – круглогодичная навигация, потому что эпизодически проплыть, когда более-менее оттаяло в Арктике, иногда можно даже без ледокола, В чем особенность Арктики? Она сейчас, начиная с 1982-1985 гг., начала интенсивно оттаивать и оттаивает она со стороны России. У кого есть интересы в Арктике? С одной стороны, у тех, кто прилегает к Арктической зоне: РФ, Канада, США, Норвегия, Дания. То есть тех, кто непосредственно выходит к Арктике, и в значительной мере это не только Россия. Основные грузопотоки, которые могут пойти через Арктику, – это Европа, Азия. Это самые большие грузопотоки. Поэтому «арктическая» держава Китай очень заинтересована в развитии этих территорий. Но в чем особенность современной Арктики: там не стало многолетних льдов. Со стороны России все растаяло. Летом нет никакого льда в Арктике со стороны России. Но там есть однолетний лед. Со стороны Канады и Америки лет многолетний – он даже летом не тает. А со стороны России он однолетний: летом льда нет, а зимой – есть. Через этот лед надо проплывать с помощью или ледокола, или корабля, который может этот лед проломить. Они просто дороги, потому что для их создания требуется много железа. Поэтому для флота невыгодно делать каждый корабль ледокольным. Значит, ледоколы должны прорезать этот лед: он не многолетний, но нужно иметь возможность проводить по этому пути любое количество кораблей. Сейчас без нашего ледокольного флота проплыть там нельзя. Чтобы это сделать, надо конструировать свои ледоколы. Но тогда они со своей экономической деятельностью вторгнутся в зону нашей экономической ответственности и наших экономических прав. А это ограничено возможностями международных соглашений. Вот здесь возникает конфликт: с одной стороны, если Россия не впустит, то никто не проплывет; а если никто не проплывет – сдерживается мировая торговля. Ни у кого другого нет ледокольного флота, без него проплыть нельзя; кроме того, проплыть без нашего разрешения нельзя, потому что это наша экономическая территория.  

 

На следующей неделе мы продолжим публикацию материалов дискуссии на нашем сайте, а для тех, кому интересны образовательные программы по устойчивому развитию, напоминаем, что два раза в месяц по четвергам НОЦ устойчивого развития ИФУР проводит консультации по программам бакалавриата. Регистрируйтесь и подключайтесь к цифровым гостиным на площадке Zoom

Будем рады видеть вас в ИФУР!

Справочно:

1.      Арктические амбиции. Зачем Китай строит ледокольный флот.

2.     Российский и канадский подход к внерегиональным акторам в Арктике.

3.      Посол Норвегии заявил об общих с Россией подходах к развитию Арктики.

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 499-201-51-22
E-mail: ifur@ranepa.ru
WhatsApp: +7 995 789-53-80

Приемная комиссия
КАМПУС ИФУР 127273, Москва, Сигнальный проезд, 23 Метро/МЦК Владыкино

Ответственный секретарь приемной комиссии: Рудко Анастасия Марсовна
Телефон: +7 499 201-40-00
+7 499-956-90-59
E-mail: pk-ifur@ranepa.ru
Отдел бухгалтерского учета
127273, Москва, Сигнальный проезд, 23
Телефон: +7 499 201-51-55

Президентская академия – национальная школа управления